СКАЗКАТЕРАПИЯ
Сказка - является одним из самых чистых и живительных источников формирования у ребёнка эстетических эталонов и представлений. Эти «сказочные представления» могут впоследствии активно влиять на личность взрослого человека.
Счастливый конец сказки дает ребёнку чувство психологической защищенности. Он начинает понимать, что можно многого добиться в жизни, найти верных друзей, если будешь следовать правилу: как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.
Актуальна сказка и в ХХI веке, когда многие уже устали от теле и видео жестокости и насилия. Особенно эффективна сказка для детей, которые как никто могут удивляться миру, стремиться познать и изменить его. Благодаря воспитанию через сказку у детей раздвигаются границы их внутреннего мира. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, будит их фантазию.
Сказки учат детей добру, мудрости, умению делать выбор, принимать самостоятельные решения в жизни, находя самые непредсказуемые решения в нестандартных ситуациях.
«Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас учит сказка?» соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». (Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева).
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать положительный эффект. В этом случае наша работа будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что нахлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Когда читать (рассказывать) сказку?
Можно выбрать один день в неделю, или определенное время.
Как выбрать сказку?
В первую очередь от интересов ребёнка. Во вторых - задайте себе вопросы: «Какой результат я хочу получить? Чего я жду от сказки? Что необходимо достичь (но не «от чего хотите избавиться»)?»
Конкретно поставьте цель.
1. Познакомить со сказкой.
2. Научить распознавать эмоции (радость, гнев, печаль, обида) и управлять ими.
3. Вызвать интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого.
4. Расширить представление детей о чём-либо.
5. Помочь приобрести новый опыт, проявить новые качества личности ребёнка.
6. Связать новый опыт с реальной жизнью.
7. Обобщить приобретенный опыт с уже имеющимся, закрепить новый опыт, готовить детей к взаимодействию с другими людьми в привычной социальной среде.
Как настроить на сказку? Постарайтесь обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в группе, придумайте ритуал работы (чтения) со сказкой.
Как читать (рассказывать) сказку? Вы выбрали сказку, поставили для себя необходимую цель, определились со временем. Читая (рассказывая) сказку, используйте паузы, меняете интонацию и громкость голоса, делайте акценты на важных, по вашему мнению, деталях.
Принцип, которым необходимо следовать после ознакомления детей со сказкой: - не навязывать ребёнку своего видения, восприятия, понимания и ощущений, а лишь способствовать раскрытию его как личности; - не «учить жить», а помочь детям самим изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контролировать свои мысли и поступки.
Как вести беседу? Рекомендуем проводить беседу по сказке не сразу после прочитанного, а через 2 – 3 дня, в свободное время. Следует проговаривать вопросы неторопливо, терпеливо дожидаться ответа, не спешить ответить за ребёнка. Прослушав сказку, ребёнок некоторое время находиться под впечатлением от услышанного, или переживать ещё 2 – 3 дня.
Беседа по сказке сразу после прочтения не только не даст должного эффекта, но и нарушит эмоциональное состояние ребёнка. А через 2 – 3 дня осмысленно будет отвечать на вопросы, учитывая свои переживания.