Суббота, 21.09.2019, 20:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сказкотерапия.

Процесс познания мира подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок. Сказка, передающая жизненный опыт многих поколений, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти  к внутреннему миру ребенка. Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические технологии и методические приемы, использование которых позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста.

Жанры сказкотерапии:

  • СКАЗКА
  • ПРИДЧА
  • БАСНЯ
  • АНЕГДОТ
  • ЛЕГЕНДА, БЫЛИНА, ЭПОС
  • МИФЫ

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. (Что особенно важно для коррекционных логопедических групп.).

К методу сказкотерапии тяготеют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития,

исправительные учреждения, высшие учебные заведения. Психотерапевтические методические приемы сказкотерапии легко внедряются в любую образовательную программу, не меняя ее содержания. В нашем случае это программа “Школа 2100…”.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.          Можно выделить важнейшие тезисы:

глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
  • Воспитание любви ко всем людям и природе.
  • Расширение кругозора и представлений о мире.
  • Закладывание нравственных основ и начал.
  • Развитие связной речи. 

Формы работы:

1.Рассказывание сказок: Рассказывание от 1 и 3 лица; Рассказывание и придумывание продолжения.

2.Сочинение сказок.

3.Куклотерапия (пальчиковые, марионетки).

4.Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями).

5.Анализ сказок.

6.Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

7.Рисование сказок (в детском саду и дома с родителями).

8.Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Виды сказок:

1.Дидактические (в форме учебного задания)

2.Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4.Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5.Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных;

бытовые сказки;

страшные сказки;

волшебные сказки.

Использование сказки в системе совместной деятельности – это

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка в совместной деятельности;
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи;
  • Эффективность игровой мотивации детской речи;
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • Сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом;
  • Создание благоприятной психологической атмосферы, обогощение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклёру.

Параметры результативности.

  1. Лексико-грамматическая сторона речи:
    • Нравственно-этический словарь
    • Словарь антонимов
    • Словарь синонимов
    • Родственные слова
  2. развитие связной речи:
  • изложение последовательности событий в сказке
  • пересказ по сюжетным картинкам
  • умение анализировать поступки героев
  1. эмоциональная окраска звучания сказки (выразительность речи)
  2. эмоциональное развитие детей
  • умение соперезивать героям сказки
  • умение передовать эмоциональное состояние героя сказки
  • развитие мимики, пантомимики, общей моторики.

       УНИКАЛЬНЫЙ ДАР – ГОЛОС.

  В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно - логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

   В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

Формирование речевого голоса.

   Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Это значимо для любого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно – прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношения к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить мысль, свое отношение к окружающим событиям.

   Основные свойства голоса – высота, сила, тембр. Эти свойства отрабатываются в специальных игровых заданиях и упражнениях. В зависимости от возраста ребенка (старшая группа) совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях (" Скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь …"), либо с опорой на показ педагога. А позже – на специальном фольклорно – литературном материале.

   Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

   Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи.

    Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый …), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

 Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

   Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

   Правильность, чистота и красота тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

   Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, а также тембр и паузы.

   Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность…) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласными звуками, изменяясь по высоте и силе. В сочетании с ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловое отношение между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

  Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезкам.

  Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышение и понижение голоса).

  Фразовое и логическое ударение – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от:

 - смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия;

 - грамматического строения;

 - положение слова во фразе или ее отдельной части;

 - различных психологичных моментов.

  Тембр речи -  звуковая окраска, отражающая экспрессивно – эмоциональные оттенки (грустный – веселый, мрачный – светлый …).

 Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим  связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи – сообразно ее ритмическому строению. Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цензурные и ритмические.

    Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона.